Развал-схождение: как понять, что пора отправляться на СТО
При прохождении ровной трассы на скорости руль автомобиля постепенно уводит в сторону, при повороте слышен скрип колес, слишком быстро стирается резина — это лишь несколько проблем, с которыми сталкиваются даже самые опытные водители. Одна из причин этих явлений кроется в том, что машина давно не была на проверке углов. Что такое развал-схождение, как понять, что пришло время провести техосмотр, и как часто его надо делать?
Детальное определение развала-схождения
Проще говоря, развал и схождение это — параметры, которые показывают правильную геометрию колес и позволяющие отследить, под каким углом они установлены друг к другу (схождение) или по отношению к дороге (развал). Эти настройки одинаково важны для безопасного управления автомобилем.
Начинающие автолюбители часто путают это понятие и думают, что сход развал — это то же самое, что и геометрия. Но на самом деле геометрия относится к форме и расположению колес на автомобиле. Если был удар или небольшое дорожно-транспортное происшествие, колесо смещается или искривляется.
Поэтому схождение и развал — это углы, на которые наклонены колеса относительно вертикали. Схождение определяет, насколько параллельны они между собой, а развал — это угол, на который наклонено колесо относительно вертикальной оси. Эти углы регулируются для обеспечения правильного контакта шин с дорогой и их равномерного износа.
Подробное описание схождения
Схождение — это продольное расположение колес относительно друг друга. Оно заметно даже визуально при рассмотрении автомобиля спереди. Схождение может быть положительным или отрицательным.
Отрицательное схождение часто используется у заднеприводных автомобилей, где колеса направлены в разные стороны от оси. Положительное схождение проявляется тем, что шины смотрят внутрь, друг к другу. В этом случае задние колеса получают больше нагрузки.
Почему важно выставить развал-схождение
Правильно выставленное схождение приводит к следующим преимуществам:
- автомобиль самостоятельно возвращается в прямолинейное движение;
- улучшается сцепление с дорогой;
- улучшается маневренность, снижается риск потери управления.
Учитывая, что качество и состояние дорог оставляют желать лучшего, контроль развала-схождения — это необходимая процедура. Правильно настроенные углы подвески значительно улучшают управляемость автомобиля, обеспечивая комфортное движение и повышенную маневренность. Кроме того, это также замедляет износ шин и снижает расход топлива, что становится приятным бонусом для водителей.
Правильный наклон передней части подвески
Чтобы автомобиль входил в повороты, автомобиль оборудован передней частью подвески или шкворнем. Он представляет собой шарнирный стержень, который находится на соединении поворота с обеих сторон автомобиля. Этот элемент соединяет стойки и балки с поворотными кулаками, на которых расположены оси колес.
Продольный наклон шкворня, также известный как кастер, играет ключевую роль в стабильности управления и поведении управляемых колес. Неправильный угол кастера приводит к излишнему сопротивлению вращения рулевого колеса.
Специалисты при проверке развал-схождения проверяют кастер или же угол между вертикальной плоскостью и проекцией оси поворота на эту плоскость. Он измеряется в градусах. Кастер считается положительным, если верхняя часть оси поворота наклонена назад, и отрицательным, если верхняя часть оси поворота наклонена вперед.
Как часто надо делать развал схождение
Когда нужно делать развал схождение, зависит от того, какой был пройден километраж. Специалисты-автомеханики рекомендуют проводить геометрию колес каждые 30 тысяч километров для иномарок, а машинам более старого образца — каждые 10-15 тысяч.
Кроме того, необходимость регулировки возникает в следующих ситуациях:
- после проведения ремонта ходовой части автомобиля (замена подвески, шаровых, рулевых тяг, маятника и наконечников);
- после установки новых амортизаторов или стоек, пружин или сайлентблоков;
- после каждой сезонной замены резины.
Поэтому на вопрос, когда делают развал схождения, ответ такой: желательно два раза в год. При замене резины меняются профиль и размер шин, и как следствие сбиваются углы. Поэтому ответственные водители едут в автосервис, чтобы сделать сход-развал.
Как проводят регулировку
Настройку развала-схождения производят с использованием специального оборудования, называемого стендом. Он может быть оптическим, компьютерным или классическим, как делали в прошлом, с применением линеек.
При использовании современных лазерных стендов на колеса устанавливается комплект датчиков. Их настраивают таким образом, чтобы они были точно совмещены с плоскостью колеса. Для достижения максимальной точности их крепят на болты. Вот как это делается поэтапно:
- Пустая машина заезжает на стенд.
- Датчики присоединяются к колесам.
- С помощью программного обеспечения проводится анализ углов развала и схождения.
При необходимости специалисты корректируют углы. Измерение развала происходит в градусах. Для этого колеса выставляют в прямолинейное положение. Вертикальное положение, когда угол развала равен 0 градусов, означает, что колесо перпендикулярно дороге. Развал считается положительным, если верхняя часть отклоняется наружу от автомобиля, и отрицательным, если наклон происходит внутрь к автомобилю.
После пройденного этапа тестирования, водитель получает отчет, содержащий измерения всех углов, которые подтверждают соответствие параметров схождения и развала заводским стандартам.. В этом отчете отражены:
- углы развала и схождения для передних и задних колес, как для левой, так и для правой стороны подвески;
- угловое отклонение оси поворота в продольном и поперечном направлениях;
- смещение передней и задней оси автомобиля;
- отклонение задней оси от исходного положения.
Для каждого измеряемого параметра определен допустимый диапазон значений, учитывающий марку автомобиля. Результаты измерений до и после настройки также включены в отчет.
В начале процедуры специалист проверяет, находятся ли все измеряемые параметры в пределах установленных норм. Если какие-либо из значений выходят за пределы, они корректируются с использованием специальных регулировочных механизмов, предусмотренных конструкцией автомобильной подвески.
Важно отметить, что корректировка схождения и развала невозможна в случае повреждений или изменений геометрии дисков. Кроме того, диски и шины должны соответствовать по параметрам (диаметр, вылет, ширина) и быть одинаковыми по модели и размеру. Давление в шинах также должно быть одинаковым. Вся процедура занимает от 15 минут до часа.
Настройка |
Стержень |
Результат |
Угол поперечного наклона |
Передняя |
Стабильное поведение ТС во время движения |
Угол продольного наклона |
Передняя |
Стабильное поведение ТС во время движения |
Плечо обката |
Передняя |
Стабильное поведение ТС во время торможения |
Угол развала |
Передняя и задняя |
Устойчивость при вхождении в поворот, износ резины |
Угол схождения |
Передняя и задняя |
Устойчивость при движении прямо |
Таблица подробно объясняет, по каким параметрам происходит проверка. Если регулярно обращаться на станцию технического обслуживания, то в будущем можно избежать проблем с управляемостью машины. От этого зависит безопасность всех, кто находится в автомобиле.
Как углы развала и схождения влияют на износ шин?
Неправильная настройка этих углов изнашивает резину: как правило, с одной стороны шина стирается быстрее. Если развал положительный, внешняя сторона протектора изнашивается быстрее, а при отрицательном — внутренняя. К тому же на поворотах, неправильные углы схождения могут вызвать «зацепы» на протекторе из-за биения шин по дороге.
Сильный развал и схождение даже за короткий промежуток времени приводят шины почти к полному износу. Иногда для этого может быть достаточно всего одной поездки по дороге с большими ямами.
Более 20% автомобилей имеют неравномерный износ шин, что свидетельствует о недостаточном внимании водителей к состоянию автомобиля, но в то же время это говорит о надежности современных подвесок.
Можно ли сделать проверку самостоятельно
Чтобы добраться к нижней части авто, нужна яма для осмотра. Также для выполнения регулировки развала-схождения понадобятся специальные инструменты:
- набор гаечных ключей;
- штангенциркуль;
- нитка;
- линейка;
- маркер.
Далее начинается достаточно трудоемкий процесс, на который нужно потратить весь день и приложить определенные усилия. Вот последовательность работ для настройки развала-схождения:
- Проверьте и выровняйте давление в шинах. Также осмотрите диски на их целостность и убедитесь, что резина соответствует размеру.
- Откройте замок рулевой колонки.
- Поочередно поверните и проверьте каждое колесо в разных позициях.
- Выставьте их строго по центру.
- Измерьте расстояние между шаровыми соединениями и разделите полученное число на два, чтобы определить среднюю точку.
- Измерьте угол развала сначала на передних колесах, затем — на задних, используя внутреннюю сторону шины, а не край диска.
Сверьте результаты настройки с техническими характеристиками вашего автомобиля, указанными в паспорте.
Хотя вы можете выполнить некоторые этапы самостоятельно, точную регулировку углов лучше все-таки доверить профессионалам, так как домашний метод не всегда обеспечивает необходимую точность.
Станции технического обслуживания имеют автоматизированный процесс регулировки развала-схождения. Диагностика проводится с использованием специальных стендов, которые обеспечивают точность и качество настройки.
Размышляя, как выполнить регулировку развала-схождения, следует взвесить все «за» и «против». Вероятно, более надежным и удобным вариантом будет обратиться к специалистам, которые обладают необходимым опытом и оборудованием.
Поэтому, если вы замечаете, что у вас быстро или неравномерно изнашиваются покрышки, увеличился расход топлива, происходит увод автомобиля в сторону или он не сразу откликается на руль, значит, пришла пора записаться на развал-схождение.
г. Киев, ул. Святоcлава ХОРОБРОГО, 26а
(096) 941-53-96;
(095) 776-71-73;
(093) 776-71-73;
(044) 249-02-21;
(068) 223-08-72 отдел запчастей;
Email: [email protected]
Пн - Пт: 9.00 - 19.00
Сб: 9.00 - 15.00