Как проверить внутренний ШРУС на неисправности
ШРУС или шарнир равных угловых скоростей передает крутящий момент от КПП к передним колесам полноприводного или переднеприводного автомобиля. Неисправность этой детали грозит серьезными последствиями. Каждый водитель должен знать признаки неисправности ШРУСа и способы их проверки.
Благодаря этому элементу коробка передач соединяется с колесами. Потому его поломка может полностью обездвижить авто или привести к выходу из строя дорогостоящего узла. Необходимо периодически проверять состояние этой запчасти, чтобы понимать, не отработан ли ее ресурс.
Что такое ШРУС и как он работает
Шарнир равных угловых скоростей представляет собой сложную механическую деталь, которая состоит из внутреннего и внешнего элементов. В конструкции первого присутствует шарнирный механизм, сглаживающий углы вращения и поворота. Когда деталь исправна, машина едет плавно, вождение не доставляет дискомфорта.
Знать, как проверить внутренний ШРУС, необходимо, чтобы вовремя предупредить поломку. Из-за больших нагрузок и трения со временем механизм изнашивается и приходит в негодность. Его диагностика и регламентная замена входят в перечень обязательных работ для поддержки нормального состояния авто.
Внешний и внутренний элементы ШРУСа с обеих сторон прикреплены к шлицевому валу и зафиксированы с помощью специальных стопорных колец. Необходимо знать, что признаки поломки первого элемента немного отличаются от симптомов неисправности второго. Это связано с тем, что принцип работы каждого и степень выдерживаемых нагрузок отличаются.
По конструкции деталь представляет собой шарнир, который состоит из:
- корпуса;
- сепаратора;
- внутренней обоймы с канавками;
- металлических шариков, которые движутся в канавках, размещенных по радиусу обоймы.
Когда внутренний ШРУС неисправен, коробка переключения передач не передает крутящий момент на вал. Но эта деталь заклинивает не так часто, по сравнению с внешним элементом. Это связано с разницей в конструкции обеих запчастей, а именно, формой канавок. У внешнего узла они изогнутые, а у внутреннего прямые.
Такое исполнение продумано не просто так. Благодаря прямым канавкам внутренний ШРУС компенсирует колебания силовой установки с незначительным изменением длины привода. Внешний элемент, при этом, за счет изогнутых канавок передает крутящий момент тогда, когда водитель поворачивает руль.
Чем опасны поломки внутреннего ШРУСа
При сильном износе запчасти повышается риск отпадания иголок от роликовых подшипников. В итоге эти мелкие элементы могут оказаться в масляных каналах, а оттуда попасть в трансмиссию. Современные автоматические коробки передач чувствительны к качеству смазки и могут ломаться при наличии загрязнений или посторонних элементов.
Когда водитель знает, когда неисправен внутренний ШРУС, симптомы нельзя игнорировать. В дальнейшем механизм может полностью заклинить, в итоге его вращающиеся элементы перестанут функционировать. Результат ー деталь полностью разрушается, а приводное колесо перестает крутиться.
Учитывайте, что шарнир равных угловых скоростей может заклинить во время движения. Колесо резко остановится ー это может спровоцировать аварию, особенно если вы едете на большой скорости. Заклинивание происходит в результате выхода из строя полуоси. Чтобы такого не случилось, важно постоянно мониторить состояние механизма.
Какие признаки сообщают о поломке
Чтобы избежать проблем при вождении или повреждения коробки передач, необходимо проверять состояние пыльника детали примерно через каждые 5 тыс. км. пробега. Именно неисправность этого элемента приводит к выходу из строя остальных частей механизма.
Прежде чем разбирать существующие дефекты, необходимо разобраться, как понять, что ШРУС вышел из строя. Это можно определить по таким симптомам:
- на резине заметны следы смазки. Посмотрите на края шины вашего автомобиля с внутренней стороны. Если видите масло, скорее всего, в пыльнике появилась трещина. В худшем случае такой признак говорит о повреждении механизма (такое бывает, когда вы заметили следы смазки не сразу);
- при повороте руля слышен посторонний шум. Когда внутренний ШРУС хрустит, это верный симптом его повреждения или износа и полного выхода из строя;
- неровное вождение. Если автомобиль подпрыгивает, даже когда вы едете по неровной дороге, это однозначный симптом неисправности узла. Не стоят затягивать с обращением в сервис, чтобы избежать серьезных поломок и опасности на дороге;
- появление вибрации. Она возникает при износе шарниров, когда во время работы они не могут правильно балансироваться. В этом случае также слышен хруст детали;
- постукивание во время езды. Возникает в результате износа, причем в авто с задним приводом посторонние шумы издает как внешний, так и внутренний элемент. В переднеприводных элемент слышно похрустывание только последнего.
Необязательно быть мастером по ремонту автомобилей, чтобы распознать поломку ШРУСа. Учитывайте, что перечисленные выше симптомы возникают и в результате других неисправностей рулевого управления или подвески. Чтобы точно определить, необходимо обратиться на СТО и сделать профессиональную диагностику.
Распространенные неисправности ШРУСа
Есть несколько поломок, с которыми чаще всего сталкиваются владельцы автомобилей при проверке этого узла.
Разрыв пыльника
Такая проблема свойственна недорогим резиновым деталям, дорогой термопластик более стойкий к повреждениям. Со временем и под воздействием негативных факторов ー например, отрицательных температур, сильного трения, механических нагрузок ー деталь может разорваться.
Часто это происходит после езды по бездорожью, потому после такого путешествия необходимо проверить состояние запчасти. Определить разрыв пыльника можно по наличию пятен смазки на внутренней стороне колеса.
Износ шариков качения
Это элементы конструкции шарнира, которые постоянно перемещаются по обойме. Износ связан с механическими нагрузками, завершением срока эксплуатации, большим пробегом, попаданием внутрь грязи и пыли. Если игнорировать проблему, в дальнейшем придется столкнуться с разрывом пыльника.
Выход из строя опорного подшипника
Эту деталь устанавливают на дополнительном валу, необходимом для больше длины механизма ШРУСа (потому, что двигатель не всегда размещен строго по центру). При проверке внутреннего элемента обязательна диагностика состояния подшипника. Он ломается по естественным причинам.
Возможны и другие поломки:
- выход из строя игольчатого подшипника трипоида;
- облом или срезание шлицевой части;
- выработка опорного подшипника качения.
В результате появления ржавчины или завершения срока эксплуатации выходит из строя также кольцо системы АВС, его можно заменить отдельно или в комплекте.
Как провести диагностику внутреннего ШРУСа самостоятельно
Этот процесс не сложен, специальное оборудование или инструменты не понадобятся. Если вы заметили признаки неисправности внутреннего ШРУСа или просто хотите провести диагностику, просто:
- заведите автомобиль;
- включите переднюю передачу;
- поверните руль в правую или левую сторону до упора;
- трогайтесь с места.
Если вы слышите посторонние звуки и вибрации в районе колеса, с высокой вероятностью запчасть повреждена. Но повторная диагностика все равно необходима, так как такой признак может сообщать о поломке ступичного подшипника. Это способ, как проверить ШРУС, не снимая колеса.
Также можно включить нейтральную передачу, поставить авто на ручник, выровнять колеса и вывесить их домкратом. Проверка осуществляется с запущенным двигателем на первой передаче. При подозрении на поломку необходимо сразу обращаться в автосервис.
г. Киев, ул. Святоcлава ХОРОБРОГО, 26а
(096) 941-53-96;
(095) 776-71-73;
(093) 776-71-73;
(044) 249-02-21;
(068) 223-08-72 отдел запчастей;
Email: [email protected]
Пн - Пт: 9.00 - 19.00
Сб: 9.00 - 15.00