Какая компрессия должна быть в двигателе
Моторы современных автомобилей очень надежные, они способны пройти не одну сотню тысяч километров, если будут в заботливых руках. Однако возникновение сбоев в работе неизбежно, и это связано с естественным износом узлов.
Если заметили характерные признаки, такие как увеличенный расход масла или топлива, то следует первым делом проверить компрессию двигателя машины.
Что такое компрессия двигателя
Компрессия двигателя – это максимальное значение давления в цилиндре во время движения поршня к ВМТ в такте сжатия. Замер данного показателя проводится в процессе холостого прокручивания мотора стартером. Обратите внимание, что компрессия – не то же самое, что и степень сжатия. Это разные понятия. Так, степень сжатия – это отношение полного объема цилиндра к такому же параметру камеры сгорания. То есть фактически той части цилиндра, которая остается над поверхностью поршня в момент достижения ВМТ.
Компрессия – это давление, ее величина измеряется в технических атмосферах (ат), барах или мегапаскалях (МПа). Соотношение величин: 1 ат = 0,98 бар, 1 бар = 0,1 МПа.
Признаки низкой компрессии
На то, что пришло время измерить этот важный показатель, указывают следующие признаки:
- мотор совсем не запускается, или это удается сделать только после длительного прокручивания коленчатого вала стартером. Это связано с тем, что в одном или нескольких цилиндрах недостаточное давление, или же они вообще не функционируют;
- мотор работает не на всех режимах устойчиво, наблюдаются плавающие обороты и на холостом ходу, и в движении;
- увеличивается количество шумов и вибраций;
- появляются хлопки, что особенно часто наблюдается у дизельных двигателей.
Один из самых ярких признаков, который сложно пропустить, – это увеличение расхода топлива.
Причины низкой или неравномерной компрессии двигателя
Перед тем как проверить компрессию в двигателе, предлагаем разобраться, в чем причина ее изменения.
Закоксовывание, залегание поршневых колец
Нагар и отложения со временем появляются в каждом двигателе. При сложных условиях эксплуатации, а также в случае использования некачественного топлива и масла это происходит быстрее. Залегание поршневых колец снижает компрессию и приводит к ускоренному износу ЦПГ.
Износ/повреждение рабочей поверхности цилиндров и поршневых колец
Износ цилиндро-поршневой группы приводит к увеличению зазоров между кольцами и стенками цилиндров. Из-за этого не создается рабочее давление, часть сжимаемого воздуха проникает в кратер двигателя. Это, в свою очередь, повышает давление картерных газов. Заметим, что износ каждого цилиндра неравномерный, а значит, и разброс компрессии тоже будет присутствовать. На двигателе это отражается в дисбалансе его работы. Соответственно, и коленчатый вал изнашивается существенно быстрее из-за неравномерных нагрузок и повышенной вибрации.
Неправильная регулировка клапанов, износ, повреждение гидрокомпенсатора
Если клапаны негерметичные, то наблюдается снижение компрессии. Если на них есть отложения, они начинают неплотно прилегать к седлу. Это приводит к перегреву и постепенному прогоранию, если на проблему не обратить внимания. Подобное может наблюдаться в одном или нескольких цилиндрах. В результате происходит разброс компрессии по цилиндрам.
Неправильная настройка фаз ГРМ приводит к нарушению синхронности работы ЦПР и газораспределительного механизма. В результате клапаны закрываются несвоевременно, падает компрессия. Это отражается на функционировании всех цилиндров одновременно.
Повреждение элементов ЦПГ и ГРМ
При повреждении ГБЦ (прогорание прокладки, сквозные трещины, коробление, частичное разрушение поршня) тоже будут проблемы с компрессией.
Если компрессия выше
Важно понимать, какая компрессия должна быть в бензиновом двигателе, впрочем, как и в дизельном. Если она низкая, то это плохо, но и слишком высокая ничего хорошего не сулит. Компрессия не должна быть выше паспортных данных, что возможно только при проведении тюнинга. В противном случае это повод для беспокойства.
Чаще всего компрессия в системе возрастает из-за:
- уменьшения объема камеры сгорания вследствие большого количества отложений;
- моторного масла в цилиндрах, уплотняющего зазоры в ЦПГ. Это происходит из-за износа маслосъемных колпачков.
Неправильная компрессия (низкая или высокая) – это плохо. Поэтому нужно устранять причину. Но прежде необходимо измерить данный показатель.
Какая компрессия должна быть в двигателе
Компрессия двигателя в норме существенно отличается в зависимости от мотора. Так, у бензинового этот показатель колеблется от 10:1 до 13:1, а есть 14:1 и выше. У дизельного не бывает ниже 20:1.
Обратите внимание: не существует формулы расчета компрессии, ведь этот показатель абсолютный. Параметр зависит от многих факторов, и главный из них – качество герметичности сопряженных пар – цилиндра с поршнем, клапанами, дроссельной заслонкой.
Способы измерения компрессии
Измерение компрессии может проводиться самостоятельно, но для этого нужно иметь необходимые навыки и/или оборудование. Зная нормальную компрессию бензинового двигателя своего автомобиля, вы сможете при помощи компрессометра оценить, есть ли проблематика. Устройство для снятия данных представляет собой манометр с наконечником и обратным клапаном, за счет чего удается зафиксировать полученное значение давления.
Сам наконечник бывает жестким или же имеет дополнительный гибкий шланг, который выдерживает высокое давление. Варианты исполнения наконечников – резьбовой и прижимной. Первый вкручивается вместо свечи, можно провести все работы самостоятельно, без привлечения помощника. Второй тип нужно прижимать к свечному отверстию. Иногда в комплекте компрессометра есть оба типа наконечников.
Еще один тип оборудования, причем более дорогой, – это компрессограф. Он не только меряет, но и записывает результаты, на основе которых далее удастся анализировать состояние всей ЦПГ, опираясь на изменение давления. Такие приборы считаются профессиональными.
Еще один вид измерительного оборудования – электронное. Оно проводит диагностику состояния мотора, может применяться также для косвенной оценки компрессии вместе с другими показателями.
Обратите внимание: в бензиновых двигателях провести замеры можно даже без специальных приспособлений, для дизельных они необходимы. Основная причина кроется в том, что компрессия в них значительно выше. Да и сам процесс снятия показателей довольно сложный, ведь нужно проводить демонтаж свечей накала или форсунок. Поэтому с такой задачей лучше сразу же обращаться на СТО, если есть подозрения, что проблема в компрессии.
Ручное определение компрессии
Для этого способа вам не нужно знать, сколько должна быть компрессия в цилиндрах, однако последующие простые манипуляции помогут оценить, есть ли проблема в принципе. Обратите внимание: это ориентировочные замеры, а не точные. Итак, действуйте следующим образом:
- Убедитесь, что аккумулятор исправный и заряжен. Если это не так, то компрессия может быть ниже.
- Проверьте воздушный фильтр. Если он забит, результаты тоже будут некорректные.
- Прогрейте двигатель до достижения рабочего режима.
- Убедитесь, что рычаг КПП находится в нейтральной позиции.
- Перекройте подачу топлива любым способом (например, отключите топливный насос).
- Снимите колесо и все свечи, кроме одной – в первом цилиндре.
- Вручную крутите коленвал до завершения такта сжатия в 1 цилиндре, то есть до тех пор, пока поршень окажется в ВМТ.
- Повторите действия со всеми цилиндрами. При этом должна быть вкручена только одна свеча (в том, который проверяете).
Если с каким-то цилиндром потребовались меньшие усилия для проворачивания, значит, он и является проблемным, и компрессия в нем ниже, чем в других. Такой метод довольно субъективный, но, если проблема будет очень явной, скорее всего, вы ее заметите. Это станет сигналом, что нужно отправиться на СТО.
Замер компрессометром
При использовании оборудования замеры проводятся по следующему алгоритму:
- Запустите мотор и прогрейте его, проверьте АКБ и фильтры.
- Вкрутите наконечник прибора в свечное отверстие 1 цилиндра.
- При замере с закрытой заслонкой нужно 3–4 секунды крутить коленвал стартером, выжав газ до упора. Если наконечник прижимной, потребуется помощник для выполнения таких действий.
- Посмотрите результаты и запишите их.
- Выпустите воздух из компрессометра.
- Поочередно проведите замеры для каждого цилиндра.
- При выявлении отклонения проведите замер в таком цилиндре повторно, чтобы исключить ошибку.
Далее все указанные действия нужно повторить с открытой заслонкой, но без нажатия на газ. В том случае, если двигатель не запускается, а значит, прогреть его не получится, можно сразу же сказать, что есть проблема с износом ЦПГ. Также это может указывать на залегание колец. Замеры при «холодном» моторе могут быть примерно в 2 раза меньше нормативных. Поэтому показатели минимальной компрессии бензинового двигателя будут уже неактуальны.
Анализ результатов
Замеры при открытой заслонке покажут грубые повреждения. Дело в том, что при нагнетании большого объема воздуха перекрываются возможные утечки по причине дефектов. Снижение давления относительно нормы будет не очень большим. Таким способом вы обнаружите сломанный или же треснувший поршень, закоксованные кольца, прогоревший клапан.
При закрытой заслонке воздуха в цилиндрах мало, а значит, и компрессия может быть низкой. В таком случае даже небольшая утечка существенно снижает давление. То есть удастся выявить более тонкие дефекты, которые затрагивают кольца, клапаны, механизм толкателей.
Обратите внимание, что при анализе любых результатов следует учитывать, что изменение давления в цилиндрах будет зависеть от таких факторов, как:
- степень прогрева мотора;
- густота смазки;
- измерительный прибор, у которого погрешность может составлять 2–3 бара.
То есть важны не так конкретные показатели, как разница полученных измерений для цилиндров.
Компрессия двигателя: таблица для оценки результатов
Помочь понять, какая именно поломка случилась, поможет таблица.
Неисправность |
Признаки |
Компрессия, закрытая заслонка |
Компрессия, открытая заслонка |
Исправный мотор |
— |
1,0–1,2 |
0,6–0,8 |
Трещина в перемычке поршня |
Синий выхлоп, повышенное давление в кратере |
0,6–0,8 |
0,3–0,4 |
Прогоревший поршень |
Его цилиндр работает не на малых оборотах |
0,5–1,0 |
0–0,1 |
Залегание колец |
Цилиндр не работает на малых оборотах |
0,2–0,4 |
0–0,2 |
Задиры поршня |
Цилиндр не работает на малых оборотах, неустойчив на холостом ходу |
0,2–0,8 |
0,1–0,5 |
Деформация клапана |
Цилиндр не работает на малых оборотах |
0,3–0,7 |
0–0,2 |
Прогар клапана |
Цилиндр не работает на малых оборотах |
0,1–0,4 |
0 |
Зависание клапана |
Цилиндр не работает на малых оборотах |
0,4–0,8 |
0,2–0,4 |
Большое количество нагара и изношенные маслосъемные колпачки |
Увеличенный расход масла, синий выхлоп |
1,2–1,5 |
0,9–1,2 |
Износ деталей поршневой группы |
Увеличенный расход масла, синий выхлоп |
0,6–0,9 |
0,4–0,6 |
Для измерения компрессии и анализа результатов лучше всего обращаться на СТО, где сразу же смогут при необходимости устранить проблему, ведь в дальнейшем она будет только усугубляться.
г. Киев, ул. Святоcлава ХОРОБРОГО, 26а
(096) 941-53-96;
(095) 776-71-73;
(093) 776-71-73;
(044) 249-02-21;
(068) 223-08-72 отдел запчастей;
Email: [email protected]
Пн - Пт: 9.00 - 19.00
Сб: 9.00 - 15.00